Ответы на вопросы о ситуации на Украине и о её возможных последствиях

Религиозная ситуация на Украине вновь в центре внимания мирового сообщества. Идея президента страны Петра Порошенко о независимой «Киевской церкви» выливается в масштабное противостояние, которое меняет православный мир. В ответ на решение Синода Константинопольского патриархата предоставить автокефалию неканонической церкви на Украине 15 октября Синод Русской православной церкви в Минске принял решение о полном разрыве отношений с Константинополем — старшей из поместных православных церквей мира. Об истории вопроса и о том, к каким последствиям могут привести изменения в Украинской православной церкви, — в нашем материале.

История конфликта

7 сентября Константинопольский патриархат «в рамках подготовки к предоставлению автокефалии Православной церкви на Украине» назначил своих экзархов, то есть посланников в Киеве, который является канонической территорией Московского патриархата. На Архиерейском соборе Константинопольского патриархата, который прошел в Стамбуле 1–2 сентября, прозвучало, что Киевская митрополия была перенесена в Москву без санкции Константинополя, и, соответственно, заявлены права на управление ею.

Тогда Синод Русской православной церкви (РПЦ) выразил в связи с назначением посланников Константинополя в Киев протест, заявив, что действия Константинопольской церкви «являются грубейшим попранием церковных канонов» и ответные шаги последуют в ближайшее время.

РПЦ приостановила поминовение во время богослужения имени патриарха Константинопольского и совместное служение с иерархами Константинопольской церкви, а также потребовала, чтобы экзархи патриарха Варфоломея покинули территорию Украины.

С 9 по 11 октября прошло заседание Синода Константинопольского патриархата в Стамбуле. В результате Синод отменил действие своей же грамоты 1686 года о переходе Киевской митрополии под юрисдикцию Московского патриархата и подтвердил «уже принятое ранее решение о том, что Вселенский патриархат приступает к предоставлению автокефалии церкви Украины». Кроме того, по итогам заседания была снята анафема с глав двух неканонических украинских церквей, которые ранее вместе с президентом Украины Петром Порошенко обратились к Вселенскому патриарху с просьбой об автокефалии — так называемой Украинской православной церкви Киевского патриархата Филарета Денисенко и предстоятеля Украинской автокефальной православной церкви Макария Малетича — и восстановил их «в священническом звании».

15 поместных православных церквей мира обладают равенством, но у патриарха Константинопольского есть так называемое первенство чести, которое не означает верховенство над православными церквями. Однако на Архиерейском соборе патриарх Варфоломей много говорил о своем «первенстве». Оно основывается на 28-м правиле IV Вселенского Халкидонского собора, которое дает патриарху Константинополя старший по чести статус после римской кафедры в силу того, что Константинополь — имперский город царя и правительства.

Реакция РПЦ

«Константинополь своими действиями переходит красную черту и катастрофически нарушает единство мирового православия — так расценил произошедшее представитель РПЦ, пресс-секретарь Патриарха Московского и всея Руси священник Александр Волков. — Попытка исказить историю в угоду политической конъюнктуре обнажает совершенно нецерковную сущность действий Фанара (район, где расположена резиденция Константинопольского патриарха — прим. ТАСС)».

Ответные решения РПЦ были приняты 15 октября в ходе заседания Священного синода в Минске. В результате РПЦ разорвала отношения с Константинополем. Как рассказал глава отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион, такое решение делает невозможным дальнейшие совместные богослужения представителей РПЦ и Константинопольского патриархата. Митрополит пояснил, что вступление с раскольниками в евхаристическое общение считается каноническим преступлением и влечет наказание.

Что это значит для православных верующих?

Александр Волков также отметил, что из-за разрыва отношений между Московским и Константинопольским патриархатами верующие не смогут участвовать в богослужениях, молиться и причащаться в храмах Константинопольского патриархата, в том числе — в храмах на горе Афон, которая является канонической территорией Константинопольского патриархата.

Есть ли вероятность мирного решения конфликта?

Опрошенные ТАСС эксперты считают, что это возможно. Ведущий научный сотрудник и руководитель Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН религиовед Роман Лункин объяснил это тем, что РПЦ проявила взвешенную позицию. «Несмотря на требование многих политиков и православных консерваторов чуть ли не предать анафеме Варфоломея, сразу его низложить, основать в Турции приходы, начать действовать неразумно и радикально, Синод на это не пошел. Мне кажется, это как раз вселяет надежду на более мирное разрешение кризиса», — пояснил экперт.

Специалист по истории церкви на Украине Владислав Петрушко считает, что происходящее между двумя поместными православными церквями нельзя сравнить с Великим расколом, который произошел в XI веке (произошло разделение Церкви на Римско-католическую церковь на Западе с центром в Риме и Православную — на Востоке с центром в Константинополе). Он напомнил, что Великому расколу предшествовали похожие события, когда Рим и Константинополь временно разрывали общение, потом восстанавливали и снова разрывали. «Начиналось с малого, а пришло к разрыву окончательному. Поэтому, конечно, с одной стороны, рано ставить точку, с другой — надо опасаться того, как бы эти события не переросли в нечто большее. Пока ситуация развивается по самому неприятному сценарию, по самому отрицательному», — добавил он.

Что дальше?

По мнению Лункина, на территории Украины теперь появляются фактически две большие православные силы: первая — УПЦ в составе РПЦ, вторая — некий «конгломерат раскольников, признанных Константинополем, которые теперь подчиняются патриарху Варфоломею, потому что их он назвал Киевской митрополией, своей территорией».

«Интересно отметить то, что в заявлении Синода особо отмечается, что Варфоломей попытался украсть у РПЦ то, что ему никогда не принадлежало. То есть Киевская митрополия в нынешней территории — это все-таки плод миссионерской работы, и расширение Киевской митрополии произошло уже в составе независимой РПЦ, а не то, что было в XVII веке», — сказал Лункин.

«Государственная власть может начать загонять верующих канонической церкви в новую юрисдикцию. Но если уж покусятся на крупнейшие святыни, например Киево-Печерскую лавру, то тут народ уже может более радикально выразить свое неприятие, — поделился своим мнением Петрушко. — Противостояние на религиозной почве может вылиться против действующего президента Украины, который, наверное, не вполне осознает масштаб возможных последствий своих действий по созданию независимой Церкви».

Каковы возможные последствия произошедшего для мира?

Раскол на Украине вполне может спровоцировать расколы и в других частях света. Первые кандидаты — это Болгарская православная церковь, от которой хочет отколоться при поддержке Константинополя Македонская. Затем от Сербской церкви может отделиться Косово, а от Грузинской — Абхазия. Даже у Антиохийского патриархата есть проблема взаимоотношений с Иерусалимской церковью: Катар и проблема сирийско-американских отношений.

«У большинства поместных церквей есть свои схожие трудности, и при желании их можно раскрутить, была бы политическая воля, поэтому маловероятно, что Русская церковь останется в этом вопросе без поддержки поместных церквей», — считает Владислав Петрушко.

Какие православные организации действуют на Украине?

Единственная каноническая Украинская православная церковь (более 12 тыс. приходов и 200 монастырей) является самоуправляемой Церковью с правами широкой автономии в составе Московского патриархата.

разрыв отношений РПЦ и КонстантинополяПраво независимости и самостоятельности в управлении было дано определением Архиерейского собора Русской православной церкви от 27 октября 1990 года и выражено в благословенной грамоте (Томосе) Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. После распада СССР в конце 1991 года украинские политики стали предпринимать активные действия для отделения Украинской церкви от Русской. Тогдашний митрополит Киевский Филарет заявил о создании национальной церкви — так называемого Киевского патриархата. Эта организация (около 5 тыс. приходов) до сих пор остается раскольнической и не признана ни одной церковью мира.

В 90-е годы на Украине была возрождена Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ), изначально созданная националистически настроенными священниками в 20-е годы XX века. УАПЦ также не признана ни одной канонической православной церковью и имеет на сегодняшний день около тысячи приходов. В данный момент Киевский патриархат и УАПЦ пользуются особым расположением украинских властей и претендовали на легализацию со стороны Константинопольского патриархата.

Были ли подобные конфликты в истории?

В 20-х годах прошлого века Константинополь активно поддерживал обновленческую «Живую церковь», которая была создана при участии большевистского правительства и пыталась устранить законно избранного патриарха Тихона. Затем последовало дарование автокефалии Польской церкви и установление Константинополем своей юрисдикции в Прибалтике и Финляндии — по сценарию, который нынешний Вселенский патриарх Варфоломей пытается реализовать на Украине.

В 1993 году при поддержке властей страны Константинопольский патриархат предоставил раскольничьей Эстонской апостольской православной церкви (ЭАПЦ) права автономной юрисдикции в своем составе. При этом епархии ЭАПЦ сейчас насчитывают около 7 тыс. верующих, тогда как Эстонская православная церковь Московского патриархата — около 100 тыс. Теперь в Эстонии существуют две параллельные канонические юрисдикции, между которыми нет общения.

«Сейчас же на Украине идеально сошлись интересы трех сторон. Во-первых, режима Порошенко, для которого это возможность повысить рейтинг или даже создать такую горячую ситуацию в стране, когда можно будет перенести выборы. С другой стороны — интересы наших «западных партнеров», которые таким образом наносят еще один удар по России, и решение прикладной задачи — разрыв духовной связи с Украиной, уничтожение последней духовной скрепы. Наконец, интересы Фанара, который весь XX век и начало XXI века строит подобие восточного папства внутри православного мира и пытается трансформировать первенство чести патриарха Константинопольского в первенство власти», — отмечает Владислав Петрушко.

С кем мировые церкви?

Пресс-секретарь патриарха Московского и всея Руси Кирилла Александр Волков так разъяснил последствия разрыва отношений со Вселенским Патриархатом: православные россияне больше не смогут причащаться и участвовать в богослужениях в храмах Константинопольского патриархата, в частности на горе Афон в Греции. Поскольку Афон — каноническая территория Константинополя «со всеми вытекающими последствиями».

Каноническая территория Константинополя — Турция и Греция, в Турции расположены шесть епархий, десять монастырей и 30 духовных школ. Подчиняющиеся Константинополю митрополии и епархии есть в странах Европы, Южной и Центральной Америки, США, Австралии, Корее, Гонконге, Новой Зеландии, Сингапуре.

Однако теперь главный вопрос — за кем, за Москвой или за Константинополем, последуют 15 поместных православных церквей. Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Грузинская, Кипрская и Элладская (Греческая) почти наверняка сохранят верность Константинополю. Сербская, Японская, Чешских земель и Словакии, Американская и Канадская, — вероятнее всего признают главенство Московского патриархата.

Польская, Румынская и Болгарская окажутся в сложном положении. У них всегда были очень хорошие отношения с РПЦ, а паства и власти их стран более склонны встать на сторону Константинополя. Но, в любом случае, всем поместным православным церквям еще предстоит определиться и официально высказаться по поводу начавшегося раскола православного мира.

Этот конфликт между Москвой и Константинополем может стать третьим в истории христианства по своему масштабу церковным расколом. Первым в этом ряду был раскол церкви 1054 года на западную (католическую) и восточную (православную). Второй — события 1517 года, когда от католицизма откололся протестантизм. Сегодня мы наблюдаем схизму мирового православия: все поместные православные церкви вынуждены будут определиться, кого поддерживают — Москву или Константинополь.

Антонина Мага

Смотрите также по теме:

(75)

Комментирование запрещено